На кону – очередные выборы в Верховную Раду Украины. И хотя де-юре соответствующий законопроект ещё не проголосован в парламенте, потенциальные народные избранники-2012 уже «на низком старте». Одним словом, начинают внедрять грандиозные технологические планы по «окучиванию» избирательных округов, где, по всей видимости, придется «выбивать» вожделенные мандаты 50% желающим попасть под парламентский купол. Каков предвыборный багаж у отечественных политиков?
«Не все так просто в датском королевстве»
С 2004 г. все рассматривали рожденную на Майдане «оранжевую» победу. С грустью отмечая, что ребеночек не без патологий. То ручка у младенца отвалится, то ножка. А то и вовсе дитя впадало в глубокую кому. На сегодня политическая картина в стране радикально изменилась. Кто «был никем» в годы «помаранчевых» достижений, тот «стал всем» после президентских выборов-2010. Худо-бедно, в парламенте таки наскребли по сусекам нужные голоса, и, казалось бы, жить и не горевать тем, кто нынче «на коне». Но «не все так просто в датском королевстве», - говорит известный социолог Евгений Копатько. «Власть и оппозиция живут разной жизнью, - отмечает он. – Как следствие, падает кредит доверия ко всем без исключения институтам власти. Рейтинг партии власти сейчас 17% - это ниже критической черты. При этом оппозиция в лице Юлии Тимошенко имеет 12-13%. Как будут развиваться события – сказать сложно. С 2004 г. страну будоражили 9 туров избирательных кампаний. На высокой амплитуде постоянно жить невозможно, и на фоне разочарования люди перестали ходить на выборы».
Для сравнения: в 3-м туре президентских выборов 2004 г. взяли участие 83% избирателей, что стало практически уникальным, исключительным случаем даже для мировой практики. На парламентские выборы 2006 г. явились 68% голосующих – понятно, что значимость и знаковость этих выборов разная. На перевыборы 2007 г. пришли чуть более 60% людей. На президентских выборах 2010 г. явка была за 60%, но на местных, осенью 2010 г., совокупная явка составила около 50%.
В бой идут одни «старики»?С каждым годом выборы становятся все более технологичными. Со слов Евгения Копатько, на среднем избирательном округе численностью около 150-180 тыс. человек радикально «поломать ситуацию» можно в течение 5-6 дней. Схема проста: кандидат начинает «окучивать» округ, работает, имеет какие-то рейтинговые позиции. Заходит мощный политический игрок с определенными ресурсами и командой. Информационно ситуация ломается в течение нескольких дней. Электорально – за полторы-две недели. Примеров этому - сколько угодно. «Технологии имеют большое значение. И в некоторых случаях наш социологический инструмент за ними не успевает, ведь чтобы организовать и провести социологическое исследование нужно немало времени», - подчеркивает эксперт.
10 лет прошло с той поры, когда депутаты шли в парламент по мажоритарной системе. Тогда посчитали, что данная система – отвратительна, мол, по ней в Верховную Раду проходят лишь «денежные мешки». Перешли к партийной системе. Оказалось, что схема не работает: кроме тех же «денежных мешков» в партийных списках, как правило, никого нет. Сейчас уверены, что демократичные выборы по мажоритарному принципу создадут множество возможностей для прохождения честным людям. «Это опять очередная иллюзия. И это проблема для всех: и для власти, и для оппозиции, и для тех, кто будет себя позиционировать, как хозяйственники», – отмечает Е. Копатько.
Во-первых, конкурс на парламентское место будет аки в самый престижный ВУЗ. Во-вторых, при таком конкурсе человек должен получить какие-то гарантии от центральных властей, бизнеса или местных органов власти. Последнее - самое трудное: местная власть будет обещать всем. Отсюда – минимум уверенности. Наиболее проблематично будет пройти кандидату от власти: как водится, любая власть у электората не в фаворе. Особенно это усложнится в тех регионах, где наметилась тенденция «прорастания» новых политсил. Представителям оппозиции стартовать легче, но финишная прямая, безусловно, принесет немало сюрпризов. Тяжело будет в регионах, где очень распорошена политическая карта – в частности, на Западной Украине. Одним словом, предстоящая избирательная гонка обещает быть непредсказуемой.
Своим мнением по этому поводу Евгений Копатько поделился с «МС».
«ЕВРОвыборы»-2012: кто кого?
- Евгений Эдуардович, когда объявят старт избирательной кампании?
- Де-факто кампания уже началась. Кандидаты пробуют свои силы или, во всяком случае, намерения. Все решает политика.
[b]- Ваша оценка объективности работы СМИ и ее воздействие на избирательный процесс?
- Здесь однозначной оценки, безусловно, не будет, так как в избирательном процессе достаточно активно участвуют и журналисты, и экспертное сообщество, и сами люди, вовлеченные в политическую жизнь. Одни это делают более удачно, другие - менее. Есть очень профессиональные специалисты, как в области журналистики, так и в области политологии. А есть люди, которые откровенно дискредитируют и своих кандидатов, и, собственно, свою профессию. В нашей стране хватает всего. За последние годы научились с этим работать, и, думаю, что у нас уже сложилась некая культура, существует относительно конкурентная борьба между кандидатами. Между одними - более острая, между другими – менее, так как одни борются за первые места, а другие, условно говоря, за попадание в пул. Журналисты, безусловно, влияют на политическую жизнь, некоторые из них по нашим опросам попадают не только в номинацию журналистов, но и в номинацию политологов.
- Не секрет, что на выборах в Украине зачастую используются довольно грязные технологии. Какие из них будут доминировать на предстоящих парламентских?
- Вопрос спорный, и относительно эффективности грязных технологий по-прежнему остается открытым. Учитывая то, сколько в нашем информационном пространстве негатива, определенным образом повлиять на кандидата или определенную политическую силу это не может. Есть, конечно, такие, которые повлиять смогут. Но практика показывает: использование грязных технологий действует не на всех. И редко когда достигается необходимый результат.
- Можно ли поднять рейтинг определенного кандидата или политической силы на волне Евро-2012?
- Думаю, что Евро-2012 - это, прежде всего, успехи страны и власти. И при условии, если все будет успешно подготовлено и проведено, то какие-то бонусы власть получит. Чем успешней Украина выступит на Евро - тем больше будет преференций, чем больше приедет туристов - тем более интересной будет атмосфера, приток денег и, в общем, позитивные моменты для государства. Запрос на это мероприятие есть. И для многих людей, которые не вовлечены в футбол, это знаковое событие. Ведь Украина впервые проводит такое грандиозное мероприятие в масштабах Европы! Это в какой-то степени поможет создать элементы инфраструктуры, к процессу будут привлечены огромное количество людей.
- Какие вы предвидите влияния на выборы-2012 извне? В частности, со стороны России, США, Европы?
- В 2004 г, на мой взгляд, было больше влияния со стороны Запада. На выборах 2010 г. ситуация была сосредоточена на внутренних соотношениях. Хотя большинство наших политиков имеют свойство аппелировать к Западу и в меньшей степени к России. В настоящий момент, мне кажется, Россия стала достаточно серьёзно интересоваться процессами, происходящими на Украине и оказывать прямое или косвенное [/b]влияние, проявляя активную деятельность на внешнеполитической арене, в частности, в украинском направлении.
Шансы есть. С возможностями - труднее
[b]- При мажоритарной системе выборов появятся ли новые лица в парламенте?
[/b]- Состав парламента изменится независимо от того, будет мажоритарка или нет. Политическая карта Украины существенно перекроится. Люди будут вспоминать забытую схему работы на округах. Я, по большому счету, искренне сочувствую тем, кто будет вести там активную работу. Любая политическая борьба - процесс сложный, а на мажоритарном округе – вдвойне. Перипетии сложных событий, ситуаций, обстоятельств влияют на исход избирательной кампании. В конфигурацию парламента приход мажоритарщиков может внести существенные изменения, даже если проходной барьер повысят до 5%. Здесь многое будет зависеть от того, сохранит ли свои позиции власть. Парадокс заключается в том, что власть очень серьёзно «просела», но оппозиция при этом не поднялась.
- Получается, «бесхозный» электорат уходит к третьим лицам?
- Не факт. Запрос на новые лица есть всегда, но мы не должны забывать, что на сегодняшний день на местных выборах 2010 г. легитимизировались, как минимум, три политических проекта: «Сильная Украина» Тигипко, «Фронт змин» Яценюка и «Свобода» Тягнибока. Это не говоря уже о местных проектах, представители которых прошли в состав городских и областных советов, и даже если не победили, то в ряде регионов имеют контрольный пакет политических акций. Я бы акцентировал внимание на том, есть ли у партий возможности сохранить свой электоральный ресурс. Ведь произошла политическая демобилизация. И касается это не только власти, но и оппозиции. Ведь не факт, что избиратели вернутся к тому, за кого ранее голосовали. Не факт, что они вообще придут на выборы: мы ожидаем более низкую явку, чем это было раньше. Причина - электоральная усталость и разочарованность в политических силах.
- Сколько политсил вы видите в будущем парламенте?
- По данным социологических исследований, при сохранении «статуса кво» в 3%, на места в парламенте могут претендовать 5-7 политических сил: Партия регионов, «Батькивщина», «Фронт змин», «Сильная Украина», Компартия и «Свобода». Возможно, есть какой-то потенциал у «Гражданской позиции» Анатолия Гриценко и «Удара» Виталия Кличко. Относительно 5%-ного барьера пока что мы ситуацию не моделируем.
- И вопрос о том, что, скорее всего, наложит отпечаток на результаты выборов: какова, по вашему мнению, судьба правительства Азарова?
- На сегодняшний день - это единая вертикаль власти. Сейчас президент Янукович имеет значительно больше полномочий, нежели в свое время Ющенко. И, хочу сказать, что убрав Азарова с поста премьер-министра, президент свой рейтинг не изменит. Ведь их рассматривают как цельную вертикаль власти. Николай Янович – человек, достаточно лояльный президенту, видимых конфликтов между ними не было. Имела место лишь показательная критика. И в целом, я подчеркиваю, смена состава Кабмина не решит вопросов общего состояния власти и взаимоотношений. Единая вертикаль власти должна быть единой. Дело не в Кабмине, а в том, что должна быть эффективная система управления страной!
- А что скажете в отношении киевлян? На кону – выборы мэра столицы и Киеврады?
- Во что верят киевляне? Около 70% верят в Бога и в себя. 25% - в инопланетную жизнь. И лишь 5% - в государство. Это - столичная кухня, не очень склонная к голосованию. К примеру, на перевыборы мэра в 2008 г. пришли 52 % киевлян. Ведь весь «зоопарк», весь политический бардак с 2004 г. происходят у них на глазах. А подобные процессы оптимизма не дают!
Оксана ШКОДАскачать dle 12.0